О взаимовлиянии на Великом Шелковом Пути: исторические примеры отношений между Средней Азией и Китаем
DOI 10.52773/tsuull.uzlc.2019.4/PMTD5210
Keywords:
Великий Шелковый Путь, торговые отно-шения, культура, искусствоAbstract
Термин Великий шелковый путь введен в 1877 году немецким
геологом, географом и путешественником Фердинандом фон
Рихтгофеном (1833–1905). Через Великий шелковый путь от Китая
до Рима с III века до н.э. распространялись не только шелка, но и
религиозные и культурные идеи. Самарканд, Бухара, Хива – древние
города были центральными пунктами Шелкового пути. Торговый и
дипломатический обмен между Китаем и Средней Азией начинается
с I в. до н.э. Правитель династии Хань У-Ди (правил в 141–87 гг. до
н.э.) отправил в 138 году до н.э. своего посланника Чжань Цаня для
установления союза с юе-чжи в борьбе с гуннами. Многие годы
спустя Чжань Цаню удалось вернуться домой со сведениями о
процветавших Фергане, Самарканде, Бухаре и Балхе и был получен
доступ на родину легендарных «небесных коней», а также давал
Китаю возможность открытия торговых путей через Сычуань в
страны Туркестана и Бактрию. Контакты между Востоком и Западом
были двусторонними: в Китай завозили западные ткани, особенно
персидскую и сирийскую парчу, византийские ткани, ткани из
хлопка и шерсти, вышивки. Ценились китайцами, помимо славных
коней, охотничьи собаки, соколы, гепарды, вина, изделия из стекла и
горного хрусталя. В VIII веке музыка, танцоры, актеры из Самарканда
101
Uzbekistan: Language and Culture 2019/4
и Бухары обрели широкую популярность в Китае. Постепенно про-изводство шелка начало распространяться за пределами Китая, к
VI веку центры шелкоткачества возникли в Согде и Византийской
империи. Значение Великого шелкового пути заключается не только
в товарном обмене, также веками происходил обмен культурный,
научный и технологический