О взаимовлиянии на Великом Шелковом Пути: исторические примеры отношений между Средней Азией и Китаем
DOI 10.52773/tsuull.uzlc.2019.4/PMTD5210
Keywords:
Великий Шелковый Путь, торговые отно-шения, культура, искусствоAbstract
Термин Великий шелковый путь введен в 1877 году немецким 
геологом, географом и путешественником Фердинандом фон 
Рихтгофеном (1833–1905). Через Великий шелковый путь от Китая 
до Рима с III века до н.э. распространялись не только шелка, но и 
религиозные и культурные идеи. Самарканд, Бухара, Хива – древние 
города были центральными пунктами Шелкового пути. Торговый и 
дипломатический обмен между Китаем и Средней Азией начинается 
с I в. до н.э. Правитель династии Хань У-Ди (правил в 141–87 гг. до 
н.э.) отправил в 138 году до н.э. своего посланника Чжань Цаня для 
установления союза с юе-чжи в борьбе с гуннами. Многие годы 
спустя Чжань Цаню удалось вернуться домой со сведениями о 
процветавших Фергане, Самарканде, Бухаре и Балхе и был получен 
доступ на родину легендарных «небесных коней», а также давал 
Китаю возможность открытия торговых путей через Сычуань в 
страны Туркестана и Бактрию. Контакты между Востоком и Западом 
были двусторонними: в Китай завозили западные ткани, особенно 
персидскую и сирийскую парчу, византийские ткани, ткани из 
хлопка и шерсти, вышивки. Ценились китайцами, помимо славных 
коней, охотничьи собаки, соколы, гепарды, вина, изделия из стекла и 
горного хрусталя. В VIII веке музыка, танцоры, актеры из Самарканда 
101
Uzbekistan: Language and Culture 2019/4
и Бухары обрели широкую популярность в Китае. Постепенно про-изводство шелка начало распространяться за пределами Китая, к 
VI веку центры шелкоткачества возникли в Согде и Византийской 
империи. Значение Великого шелкового пути заключается не только 
в товарном обмене, также веками происходил обмен культурный, 
научный и технологический